Диагностика и замена прижимной пластины
В автомобильных кондиционерах для передачи крутящего момента на вал компрессора используется прижимная пластина, которая входит в состав конструкции электромагнитной муфты. При срабатывании электромагнита она надёжно прижимается к шкиву и передаёт вращение на вал со шкива, приводимого в движение приводным ремнём.
Как устроена прижимная пластина
Конструкция прижимных дисков примерно одинакова для всех моделей муфты. Разница заключается только в способе посадки на вал компрессора:
- на шлицах;
- на резьбовом соединении;
- на шпоночном соединении.
Отдельно следует отметить прижимную пластину компрессоров GM Harrison, в ней не предусмотрены шайбы для регулировки зазора между пластиной и шкивом.
Причины выхода из строя
При чрезмерном увеличении давления в системе нагрузка на прижимную пластину возрастает, так как для обеспечения надёжного сцепления требуется повышенное усилие. Если мощность электромагнита не может обеспечивать надёжный прижим, пластина начинает проскальзывать, что вызывает трение диска о шкив. В результате температура муфты резко возрастает, ускоряя износ самой пластины и других деталей муфты.
Наиболее часто происходят следующие неисправности:
- из-за трения изнашивается поверхность прижимной пластины и ответная поверхность на шкиве;
- резиновые демпферы изнашиваются, деформируются и выгорают из-за перегрева металла;
- увеличивается зазор между муфтой и шкивом, что приводит к ухудшению сцепления шкива с валом и необходимости регулировки зазора.
Перегрев приводит к истиранию и деформации прижимной пластины, после чего восстановление этой детали невозможно. Необходимо демонтировать неисправный прижимный диск и заменить его.
Следует отметить, что любой перегрев электромагнитной муфты всегда негативно сказывается на подшипнике шкива, т.к. при увеличении температуры повреждается пластиковая манжета подшипника и вытекает смазка. Это приводит к еще большему нагреву узла и при достижении критических температур перегорает термопредохранитель электромагнитной катушки, после чего кондиционер перестает работать вовсе.
Демонтаж и замена прижимной муфты
Чтобы демонтировать сломанную прижимную пластину, часто даже не требуется снимать весь компрессор. Тем не менее, эту операцию не всегда можно выполнить в домашних условиях, так как для неё могут понадобиться специальные съёмники. Без них тяжело извлечь прикипевшую пластину, не повредив при этом муфту или вал. Следует сказать, что не во всех сервисах берутся за демонтаж прижимной пластины.
Иногда, перед снятием прижимной пластины следует демонтировать сам компрессор.
Для того, чтобы снять прижимную пластину нужно ее застопорить, это исключит её проворачивание. Проще всего это сделать при помощи тисков при демонтированном компрессоре или газовым ключом без съема компрессора.
Далее отвинчивается центральный болт, после чего пластину снимают с вала.
Чаще всего прижимная пластина фиксируется на валу компрессора при помощи шлицов, в этом случае производитель предусматривает механизм демонтажа пластины, самый распространенный способ - наличие демонтажной резьбы, она по диаметру чуть больше, чем диаметр болта, фиксирующего саму пластину. Демонтажный болт вворачивается в резьбу и выталкивает пластину по шлицам наружу.
После демонтажа пластины следует обязательно извлечь из посадочного места шайбы для регулировки зазора и сложить их отдельно, чтобы не потерялись.
Демонтаж шкива и электромагнита производятся при имеющихся на то причинах.
Если поверхность шкива имеет выработку, то ее необходимо проточить, чтобы восстановить её сцепляющую способность. В противном случае сцепление будет хуже, чем у двух старых деталей.
Подбор прижимной пластины
Часто подобрать пластину удается по модели компрессора. Если подбор по модели невозможен, то ориентируемся на внешний вид и характеристики детали, наиболее важными из которых являются:
- количество шлицов;
- наружный диаметр пластины;
- глубина посадочного места (длина шлица);
- диаметр вала по шлицам.
Позвоните нам или напишите в ватсап, чтобы подобрать и купить подходящую прижимную пластину.