Для чего нужны кондиционерные масла
Масло, используемое в системе кондиционирования, предназначено в первую очередь для смазывания подвижных компонентов компрессора и иглы расширительного клапана. Кроме того, масло обеспечивает охлаждение компрессора. Автомобильные системы подвержены постоянным ударам и вибрации, поэтому механическим соединениям и трубопроводам нужно сохранить гибкость. Отсюда и уплотнительные кольца и гибкие шланги в автомобильных системах кондиционирования, которые также нуждаются в смазке, чтобы сохраниться в хорошем состоянии и не потерять эластичность. Как и в случае с хладагентом, масло в системе кондиционирования должно обладать способностью сохранять свои свойства во время длительного срока эксплуатации.
На схеме показаны основные компоненты типичной системы кондиционирования:
Наиболее важными характеристиками холодильных масел являются:
- Тип (например, POE / PAG / AB / MO / PAO)
- Общее кислотное число
- Вязкость
- Температура застывания
- Содержание влаги
Типы масел, используемые в системах кондиционирования
Полиальфаолефины (ПАО) - «минеральные синтетические масла»
ПАО - углеводородные полимеры, производимые каталитической олигомеризацией линейных альфа-олефинов, таких как альфа-децен. Если вы поняли, о чем предыдущее предложение, то вы, вероятно, химик :). Они считаются высокоэффективными смазочными материалами и обеспечивают высокий индекс вязкости и гидролитическую стабильность. Масла на основе ПАО используются в двигателях легковых автомобилей и в различных промышленных установках. Еще используются в качестве смазок в некоторых статических холодильных установках. Масла на основе ПАО, как правило, дешевле чем другие синтетические смазки. ПАО обладают очень низкой гигроскопичностью. Это снижает риск попадания влаги в систему при добавлении масла. Однако в отличие от PAG оно не впитывает воду, что означает, что любая вода в системе остается свободной (см. масла PAG в другой статье).
Полиэфиры (ПОЭ, POE) - полностью синтетические масла
В автомобильных системах кондиционирования это масло появилось благодаря переходу с фреона R12 на R134a. С фреоном R12 использовалось минеральное масло, а с R134a – PAG-масло.
Когда люди брали автомобили R-12 и переоборудовали их в R-134a, минеральное масло в системе не работало с R-134a, но они не могли залить масло PAG, потому что оно не будет работать с остатками минерального масла, которые неизбежно остаются в компонентах системы. Таким образом, чтобы сделать этот переход, они использовали POE масло, которое хорошо смешивается с минеральными маслами, PAG-маслом и хладогентом R134a.
Подробнее про масло POE в отдельной статье.
Полиалкиленгликоль (ПАГ, PAG) - полностью синтетическое масло
Под конец эпохи хладагентов ХФУ, в конце 1980-х годов, полиалкиленгликоль был идентифицирован химиками и автомобильными компаниями, как лучший вариант для работы с тогдашним новым хладагентом R134a в системах АСК. Однако, для статичных ПСК выбрали полиэфирные масла (ПОЭ) из-за опасений по поводу того, что ПАГ сильнее поглощает влагу из воздуха. ПАГ обладает исключительно высокой производительностью в ГФУ r134a, так как он имеет отличную смешиваемость с хладагентом и прекрасные смазывающие свойства. ПАГ хорошего качества, как правило, обладает лучшими гидродинамическими и смазочными свойствами, чем ПОЭ. Высокий кинематический индекс вязкости обеспечивает постоянную смазку при высоких температурах, и ПАГ химически стабильны с компонентами системы, даже при высоких температурах.
Подробнее про масло PAG в отдельной статье.



